Официальный дилер ПАО "АвтоКрАЗ"  

8 (351) 223-06-12  
8 (351) 253-97-81  
krazchel74@gmail.com

Новые помощники (КрАЗ-6140ТЕ)

Новый помощники - КрАЗ

Очередная поездка в Кременчуг дала возможность опробовать новые разработки автомобилестроителей в действии. Сразу два автомобиля, седельный тягач и самосвал, на несколько часов стали объектом нашего пристального внимания. Но обо всем по порядку.

Посидеть за рулем седельного тягача из Кременчуга КрАЗ-6140ТЕ были удостоены не многие. Пока этот автомобиль - редкость даже на украинских дорогах. Это всего лишь опытный образец, который при желании заказчика может попасть в серийное производство. Сцепленный с полуприцепом-тяжеловозом ЧМЗАП-9920, испытуемый автомобиль получил такие габариты, что эксплуатация его на дорогах общего пользования без сопровождения сотрудников ГАИ невозможна. Поэтому сесть за руль тяжеловоза можно было лишь только на территории завода. Для остроты ощущения на площадку полуприцепа погрузили бульдозер ЧТЗ весом около 20 т, хотя машина могла без труда тащить на себе тяжелый танк весом более 50 т.

Сначала познакомимся с седельным тягачом поближе. Под капотом тяжеловеса установлен ярославский дизельный двигатель, но не обычный 330-сильный, а модернизированный мощностью 400 л.с. Высокая посадка кабины и мощная балка переднего моста говорят, что перед нами не дорожный седельник, а полноценный вездеход. За кабиной взгляд выхватывает мощное седло, установленное на усиленную надстройку. Седло рассчитано на работу с полуприцепами, имеющими шкворень диаметром 3,5 дюйма (89 мм). Нельзя не заметить необычную 'обувку' машины: усиленные шины Michelin придают КрАЗу стремительность и агрессивность.

Самое время открыть дверь кабины и сесть за руль. Вроде бы привычный салон все же имеет некоторые отличия от серийной продукции. Панель приборов, а вернее, ее средняя часть выглядит совсем по-новому. Как объяснили конструкторы, это всего лишь эксперимент по переносу всех кнопочек и рычажков поближе к водителю. Сделано это для того, чтобы создать в правой части вместительный бардачок. Оно и правильно, будет куда спрятать подальше от глаз пассажиров водительские вещи.

Для определения всех качеств седельника нам разрешили использовать заводской испытательный полигон. Но совершать маневры по преодолению бетонных косогоров и песчаной площадки никто не решился. Заревел мотор, и мы потихоньку начинаем движение. Нас заранее предупредили, что ярославская коробка тоже необычная. Она специальная тяжеловозная с внушительным передаточным числом на первой передаче, равным 12,24. На песчаном участке дороги, с которого мы стартовали, автопоезд с первых секунд показал свою мощь и плавно стал набирать скорость. Для остроты эксперимента было решено стартовать сначала со второй передачи, а затем и с третьей. На второй передаче машина так же уверенно стартовала, как и на первой, а вот третья передача далась груженому автопоезду с трудом. Мотор ревел с большим натягом, но автомобиль все же сдвинулся.

По иронии, эта самая третья передача и стала для нас основной. Объезжая бетонные препятствия, скорость достигала не более 30 км/ч, для этого третьей передачи было вполне достаточно. При этом следили за оборотами мотора, они не превышали отметку в 1500 об./мин. На относительно ровных участках удавалось переключаться на 4 передачу. Но достичь максимальной скорости в 60 км/ч нам все же не удалось, слишком быстро заканчивались ровные участки. А потенциал у машины имеется, ведь наивысшая передача на этом седельнике - девятая. Водитель-испытатель, что сидел с нами в кабине, уверял, что на асфальтированной трассе ему удавалось выжать с машины и все 100 км/ч.

Проехав несколько кругов по полигону и делая резкие повороты, мы оценили маневренность автомобиля в составе с полуприцепом. Она оказалась впечатляющей. Состав длиной более 10 м спокойно вписывался между бетонными препятствиями. Машина слушалась руля беспрекословно, да и после 5 минут езды можно было спрогнозировать поведение автопоезда. Тяговые характеристики двигателя оказались невысокими, но за счет того, что мощности было более, чем достаточно, часто переключать коробку передач не приходилось.

Поездка закончилась. Немного уставшие, мы покидали кабину тягача. Больше устала правая рука: все же переключение передач давалось с трудом. Водитель-испытатель сетует на то, что, скорее всего, здесь нужен навык.

Испытуемый автомобиль не оказался новинкой этого сезона. В прошлом году его показывали на Авто-КрАЗшоу-2007, где в качестве балласта использовали артиллерийский тягач. Тогда автомобиль казался верхом мощи кразовского производства.

Седельник в первую очередь рассчитан на использование для перевозки тяжелой военной техники. Повышенная проходимость позволяет автопоезду двигаться как по шоссе с твердым покрытием, так и по пересеченной местности. Да и песок не станет преградой для этого автомобиля. Но военные пока воздерживаются от закупок, сетуя на недостаточное финансирование.

Самосвал, который нам предоставил Кременчугский автозавод, был первым из небольшой опытной партии. Самосвалы с такой комплекта-цией завод в ближайшее время планирует отправить в Саудовскую Аравию. Предприятие надеется через партнера в этом ближневосточном регионе в будущем продавать такие автомобили тысячами. По оценкам специалистов, именно такая конфигурация самосвала будет наиболее востребована в этой стране. Это предсерийный автомобиль. А его серийное производство будет напрямую связано с самим заказом. Уже сейчас на КрАЗе не отрицают, что машина получилась, на их взгляд, удачной и сбалансированной. На заводе отрабатывается большой проект, который пока представляется не очень реальным. Но настойчивость партнеров убеждает, что в реальном мире все возможно.

Вначале автомобиль показался с виду обычным кременчугским самосвалом. Но наклейка с надписью Powered by Cummins развеяла все сомнения. Проехаться за рулем полноприводного самосвала, да еще с именитым мощным двигателем, казалось верхом счастья. Этот дизель, как оказалось, уже не в первый раз применяют конструктора на КрАЗах. Тринадцать лет назад, но более слабенький, дизель мощностью всего 264 л.с. был установлен на самосвале КрАЗ-6510. Затем вновь Cummins, но уже 280-сильный, был установлен опять же на самосвале КрАЗ-6128С4. Но оба проекта остались незамеченными. Покупатели не захотели приобретать машину по более дорогой цене. Теперь же в качестве потенциальных покупателей выступает Саудовская Аравия.

Для большего эффекта новый самосвал было решено обкатать не где-нибудь, а на действующем карьере. Это гранитная выработка на окраине Кременчуга, совсем неподалеку от автозавода.

Знакомство с возможностями нового КрАЗ-65032-0350041 началось с кабины. Кресло водителя Pilot с пневмоподвеской хорошо обхватывает туловище водителя. Специальные выступающие подушечки точно фиксируют спину на его спинке. Доработки коснулись и панели приборов. Рядом со спидометром светится экран бортового компьютера. Цифры отчетливо виднелись между спицами руля. Тахометр сделан явно с арабским уклоном: при работе его стрелка передвигалась справа налево. Прежде чем тронуться, рука автоматически потянулась к рычагу коробки передач, и тут снова нас ждал сюрприз. Необычная ручка с иероглифами заставила более внимательно присмотреться к схеме переключения. Те, кто привык ездить на отечественных самосвалах, могут быть разочарованы. Схема переключения передач совершенно иная. А вот водители, которые уже успели поработать на европейских машинах, могут себя чувствовать совершенно спокойно. Переучиваться не придется.

Первое знакомство осталось позади, нужно только начать движение. С непривычной легкостью рычаг КПП устанавливаем на первую скорость, и самосвал плавно начинает движение. Позднее выясняется, что мощная 9-ступенчатая коробка представляет не что иное, как лицензионную копию знаменитого бренда Eaton. Мало того, кроме 9 ступеней КПП имеет еще и два диапазона, легко переключающихся флажком на ручке. Первым делом предстояло подъехать на участок погрузки, где огромный шагающий экскаватор с большущим ковшом осуществляет загрузку породой.

Пустой самосвал, прежде чем попасть под ковш, с легкостью забирался на пригорки и скатывался с них. Машина по сравнению с серийным образцом, оснащенным ярославским мотором, вела себя намного резвее. На загрузочной площадке в двенадцатикубовый кузов успешно высыпаются два ковша породы. И вот груженый самосвал трогается в путь. Понемногу начинаем набирать скорость. Рыхлый грунт, который без конца полива-ется водой, чтобы не пробуксовывать, оказался совсем сухим. Но это не стало преградой. Полноприводная машина трогается очень легко и без проскальзывания. Мощный 370-сильный дизель с турбонаддувом справляется со своей работой легко и непринужденно. Кроме того, лицензионный мотор имеет большой запас по приемистости. Особенно это сказывалось на том, что количество переключений КПП сводилось до минимума.  Груженый самосвал быстро разгонялся и так же быстро тормозил. Тормоза хоть и сильные, но все же не хватало хваткости. 

Крутой подъем сменился ровным участком. Здесь предстоит машину разогнать по максимуму. Переключив КПП в высший диапазон и включив
6 передачу, самосвал на скорости входил в затяжной подъем. Первые мысли были переключиться на более низкую передачу. Но машина уверенно тянула вверх, двигатель не 'захлебывался'. В результате переключаться не пришлось, и мы оказались на пике карьера.

Здесь предстояло разгрузиться. Подъезжая по зыбучему песку, еще раз убедились в том, что полный привод в самосвале ? вовсе не второстепенная опция. Машина легко маневрировала, ни разу не забуксовав. Остановившись на краю, предстояло поднять кузов и сбросить с могучих кразовских плеч тяжелую ношу. Конструкция кузова не имеет корытообразную форму, но вся порода с легкостью ссыпалась на землю. К стенкам прилипли лишь небольшие кусочки, да и те, видимо, были мокрыми.

Теперь необходимо было добраться до въезда в карьер. Пустая машина снова была более резвой. Ровные площадки она словно пролетала, на подъемах скорость немного падала.

Наконец, испытания остались позади. Теперь предстояло открыть капот и взглянуть на сердце самосвала. Заводской водитель-испытатель любезно открывает капот, под которым оказался непривычный двигатель. На поверку Cummins ISLe 375 30 (Euro-3) оказался тоже лицензионным. Но стоит заметить, что хоть и этот мотор тоже был сделан в Китае, его характеристики и показатели ничуть не хуже оригинального двигателя.

Использование импортной агрегатной базы пошло на пользу новому самосвалу. Традиционная украинская мощь с лицензионной комфортабельностью придали самосвалу некий шарм. С виду традиционный капотный самосвал с дизайном прошлого века превратился в надежную, а самое главное, удобную машину. Стоимость китайских агрегатов значительно ниже европейских аналогов, но качество сборки и надежность работы практически сопоставимы. В результате новый самосвал будет стоить значительно дешевле, чем европейская техника, что сделает его более привлекательным на многих рынках развивающихся стран.

Александр Говоруха,

фото автора


ЛИДЕР ПРОДАЖ!






Свидетельство КрАЗ-Челябинск: 

нажмите на фото, чтобы увеличить изображение


Свидетельство КрАЗ-Челябинск: 

нажмите на фото, чтобы увеличить изображение


Свидетельство КрАЗ-Челябинск: 

нажмите на фото, чтобы увеличить изображение

 © ООО «КрАЗ-Челябинск» (351) 223-06-12, 253-97-81